Имя:

Пароль:

Запомнить

регистрация




Поиск:




печать карта информация

закрыть [x]

Дата публикации: 03 августа 2006
Название: Архитектурные стили Москвы первой трети XX века
Тип: Велосипедный
Длина: 11 км
Автор: NickOne
Начало: Болотная, пл.
Конец: Революции, пл.
Другие станции:
Улицы: Арбат ул.., Арбатская пл.., Болотная пл.., Большая Никитская ул.., Большой Кисловский пер.., Большой Николопесковский пер.., Боровицкая пл.., Воздвиженка ул.., Ермолаевский пер.., Камергерский пер.., Композиторская ул.., Кривоарбатский пер.., Кузнецкий Мост ул.., Малая Никитская ул.., Мамоновский пер.., Моховая ул.., Нижний Кисловский пер.., Новинский б-р.., Новый Арбат ул.., Ножовый пер.., Петровка ул.., Плотников пер.., Поварская ул.., Пушкинская пл.., Революции пл.., Скатертный пер.., Спасопесковский пер.., Спиридоновка ул.., Столовый пер.., Тверская ул.., Трёхпрудный пер.., Трубниковский пер..
Достопримечательности: Государственный театр киноактёра
Дом "Моссельпрома" - первый советский небоскреб
Дом для ответственных работников ЦИК и СНК СССР, ВЦИК и СНК РСФСР - "Дом на набережной"
Дом Моисея Гинсбурга - дом сотрудников Наркомфина ("Дом-коммуна", "Дом-корабль")
Доходный дом И.П. Исакова
Доходный дом М.В. Сокол
Издательство "Известия"
Метрополь
Московский художественный театр имени Антона Чехова (МХТ)
Особняк Ивана Миндовского на Поварской улице
Особняк Константина Мельникова
Особняк Льва Кекушева
Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке - дом Маргариты (Приемная МИД России)
Особняк Степана Рябушинского
Особняк Фёдора Шехтеля в Ермолаевском переулке
Особняк Якова Шлосберга
Центральный универсальный магазин - Мюр и Мерилиз (ЦУМ)
Ближайшие районы: Арбат, Мещанский, Пресненский, Тверской, Хамовники, Якиманка
Характер маршрута: Драйв, Исторический, Тематический, Ознакомительный
Погода, время суток: Весна, Лето, Осень, Солнечно, Ясно, Облачно, Холодно, Тепло, Утро, Ночь, Выходные

Архитектурные стили Москвы первой трети XX века

Модерн как стиль архитектуры сложился к 1890-м годам. Модерн очень динамичен. Отличительные особенности - разнообразие и переливы форм, пластичные линии, внимание к деталям.

В каком-то смысле модерн завершал, подводил итог всему искусству архитектуры, начиная с Древней Греции. Я думаю, личный вкус архитектора значил в модерне гораздо больше, чем в любом другом стиле.

В 1914 году началась война, потом революция, гражданская война, и мы начали строить новый мир. Новый мир, естественно, строили, предварительно разрушив «до основания» старый. В архитектуре начали строить новый мир раньше даже, чем где бы то ни было. К счастью, большинство серьезных проектов 20-х - 30-х годов осталось только проектами (чего стоит одно только здание тяжелой промышленности, ради которого надо было снести весь Китай-город вместе с ГУМом). Если раньше архитектор полгода думал, как оформить по-разному, но в едином стиле 4 окна в особняке, то постреволюционный архитектор на такие мелочи не разменивался.

Конечно, свою печальную роль сыграло развитие технологий. Железные балки и бетон позволяли воплощать в жизнь самую неуемную фантазию. Рядовое здание в стиле конструктивизма мог нарисовать любой, умеющий держать в руках карандаш и линейку. Искусство в конструктивистских постройках могло проявляться только в более или менее удачном сочетании крупных, но тривиальных геометрических объектов.

Но я понимаю, что моя точка зрения, точка зрения человека, живущего с рождения в панельных строениях, отличается от взглядов пресыщенных эстетов начала 20-го века. Вероятно, тогда плоские строения во много сотен метров производили впечатление революционного свершения в архитектуре.

Конструктивизм. Дом на набережной. Серафимовича, 2

«Жилкомбинат» для работников ЦИК и СНК построен на месте Винно-Питейного двора XVIII века в 1931 году архитектором Иофаном (он же один из авторов проекта, одобренного Сталиным Дворца Советов, который намеревались возвести на месте храма Христа Спасителя). Основная идея постройки - объединение в едином комплексе жилья и учреждений обслуживания. В результате были построены 11-этажные корпуса на 500 квартир, универмаг, продовольственный магазин, столовая, один из крупнейших кинотеатров Москвы, а огромный клубный зал комплекса с 1961 г. используется под театр Эстрады.

Конструктивизм. Здание Моссельпрома. Нижний Кисловский переулок, 10

Моссельпром Доходный дом, выходящий сразу в три переулка - Калашный, Нижний и Малый Кисловские, начали возводить в 1912 году. Но уже в следующем году его угловая, семиэтажная часть рухнула из-за несоблюдения строительного устава и по недосмотру архитектора Н. Д. Струкова. Местные старожилы считали это Божьей карой за то, что дом строили на месте церкви, упраздненной ровно сто лет назад. Говорили, что «сюда теперь жильцов калачом не заманишь». Недостроенный дом простоял до 1923 года, когда его отдали Моссельпрому - Объединению по переработке сельскохозяйственной продукции. Говорят, что выбор пал на этот район не случайно: в старину здесь находились Кормовые слободы, да и название Калашного переулка было своего рода рекламой.

Строительством нового восьмиэтажного здания руководил инженер В.Д. Цветаев, а башню, венчающую угол дома, разработал крупнейший специалист по железобетонным конструкциям А.Ф. Лолейт.

На первом этаже разместились мучные склады и администрация московских продуктовых магазинов и пивных. Верхние этажи занимало правление треста. Со стороны двора был въезд к оптовым складам полуподвального этажа. И первое, что видели покупатели при подъезде к зданию, - гигантская реклама на торцевой стене. Мастерски были вписаны в нее окна, котельные трубы и кирпичные тяги. Реклама занимала шесть верхних этажей - на каждом из них было изображено по одному рекламируемому продукту. Но чтобы у зрителя не рябило в глазах, надписи образовывали пары. На изломанном, Л-образном карнизе дважды повторялась надпись «Моссельпром». От нее к названиям предлагаемой продукции вели стрелки. В левой части стены находились восьмигранники, окрашенные в красно-желтые полосы, перевязанные, как конфетные коробки, черными лентами. На них сделаны надписи: «дрожжи», «папиросы», «пиво и воды», «печенье», «конфекты», «шоколад». Надписи расположены в таком порядке не случайно, они создавали логический переход от одной пары к другой и в то же время были выстроены на противопоставлениях внутри каждой пары: дрожжи - папиросы, пиво - воды, шоколад - печенье. На подсознательном уровне названия запоминались легко. Самая высокая надпись - «дрожжи» -растет как на дрожжах, «папиросы» - легкий дым и тут же переход от папирос к пиву и т. д. На правой части стены изображены рекламируемые продукты: папиросы «Герцеговина Флор», молоко и пиво «Друг желудка», конфеты «Мишка косолапый» и др. Под окнами восьмого, шестого и четвертого этажей стену «перечеркивала» знаменитая фраза В. В. Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме». С правого торца на котельной трубе помещалась гигантская, во всю высоту дома надпись: «Моссельпром».

Этот цветовой декор разработали художник А.М. Родченко и поэт В.В. Маяковский. Они оба начали сотрудничать с Моссельпромом уже через год после его открытия, в 1923 году. Владимир Маяковский писал тексты, Александр Родченко - иллюстрировал их. Оба мастера разработали и фирменные моссельпромовские упаковочные цвета - кобальтовый и салатовый. Первой их рекламой была реклама папирос «Ира»: «Нам оставляются от старого мира только папиросы «Ира». Позже появилась реклама и другой продукции.

Заказ на оформление только что достроенного дома Моссельпрома А.М. Родченко получил в 1924 году. Именно ему принадлежит идея такого размещения деталей рекламы, ее «сигнальное» цветовое решение - желтое с красным - цвета уюта и сытости. Надписи делались прямо на кирпичной стене, а натюрморты - на фанерных щитах, прибитых к ней. В 1937 году Моссельпром был закрыт, а несколькими годами раньше с торца исчезла реклама.

Конструктивизм. Особняк Мельникова. Кривоарбатский переулок, 10

Особняк Мельникова Идея выстроить здание, составленное из пяти цилиндров, возникла у архитектора при проектировании одного из шести выстроенных им в Москве клубов. Проект не был утвержден, и тогда Мельников для осуществления этой идеи задумал выстроить на собственные средства дом для своей семьи с жилым и творческим пространством для архитектора - художника. Случилось невероятное - руководство столицы отвело участок площадью 720 кв.м архитектору для строительства собственного дома - единственный раз за всю историю социалистической Москвы. Дом представляет из себя фигуру из двух пересекающихся вертикально поставленных цилиндров разной высоты, но одного диаметра. Передняя часть первого цилиндра срезана стеклянным витражом, на стену заднего цилиндра накинута сетка из 38-ми шестиугольных ромбовидных окон. Поразительна внутренняя планировка, о которой сам Мельников говорил: «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору - загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома».

Модерн. Особняк Рябушинского. Малая Никитская, 6

На углу Спиридоновки и Малой Никитской улиц находится замечательный дом в стиле модерн, построенный архитектором Федором Шехтелем по заказу Михаила Рябушинского. Дом выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой и майоликой с изображением причудливых орхидей, широкие окна в замысловатых переплетах, рисунок которых перекликается с балконной решеткой и оградой - все продуманно, стилистически выдержано и очень красиво.

Конструктивизм. Театр-студия киноактера. Поварская, 33

Известная работа братьев Весниных - Театр-студия киноактера (1931-1934). Здание проектировалось как клуб для дома Общества политкаторжан. В этом здании архитекторы наиболее полно отразили свою концепцию конструктивизма. Объемная композиция построена на комбинации простых геометрических форм с чередованием глухих (оштукатуренный кирпич под бетон) и стеклянных плоскостей и угловыми окнами.

Неоклассицизм. Особняк Шлосберга. Поварская, 46

Особняк построен в 1910 году архитектором Адольфом Зелигсоном для купца первой гильдии, главы конторы по продаже мануфактурного товара Якова Шлосберга. Зелигсон архитектор не только не русский, но и не российский, он родился в Польше и приехал в Москву 1907 году уже в зрелом возрасте. За десять лет работы (после революции архитектор вернулся на Родину), им построено немало зданий, украсивших город. Зелигсон работал в стиле неоклассицизма, который наряду с модерном, господствовал в те годы в застройке города. Как известно оба эти стиля завезены в Россию из Европы, так что Зелигсон был как раз одним из «переносчиков» моды в архитектуре. Неоклассицизм отличает благородство линий и величавая простота, но в отличие от классицизма 18 века, гармония эта уже иная, более демократичная, стиль ориентирован на градостроительные задачи эпохи бурного развития капитализма и подходил для строительства доходных домов, банков, вокзалов, торговых фирм и других общественных зданий. В зданиях неоклассицизма зачастую присутствуют черты модерна, взаимопроникновение стилей порой настолько велико, что их трудно разделить. В оформлении особняка Зелигсон тоже использовал элементы модерна, а помимо этого и ренессансные мотивы и рококо, но все это каким-то чудесным образом сосуществует в гармонии. Горизонтальная крыша здания окаймлена по периметру балюстрадой, ей вторит имитация балконов под арочными окнами. Богатый орнамент под балюстрадой, львиные и женские маскароны, крылатые львы над входной дверью - все украшающие элементы выделены белым цветом, что еще усиливает их выразительность. Рельефная фактура облицовки тоже очень к лицу этому нарядному и в тоже врямя сдержанному особняку.

Модерн. Особняк Миндовского. Поварская, 44

Архитектор Лев Николаевич Кекушев, получивший образование в Петербурге и первые годы своей карьеры там работавший, ко времени возведения особняков на Поварской уже более десяти лет жил в Москве и находился на пике своей творческой деятельности. И построенный им к 1904 году дом, который числится на Поварской под номером 44, - квинтэссенция из созданного мастером. Здесь собраны все специфические приемы, находки архитектора, все то, что делает его стиль неповторимым и легко узнаваемым: в целом ассиметричная композиция особняка, щедрое использование скульптурной декорации, овальные козырьки, обводящие по контуру верх сооружения. И знаменитые Кекушевские львы, которые есть в каждой его постройке и которые символизируют собой имя автора - Лев, здесь тоже есть, их просто не видно снаружи. Мраморная лестница вестибюля щедро украшена бронзовыми львиными масками. Над криволинейным аттиком, обращенным на Поварскую, размещено рельефное панно с фигурками голеньких путти, символизирующих искусства: один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги. Здание лишено каких либо эклектических элементов и представляет собой один из самых чистых образцов московского модерна.

Модерн. Особняк Морозова. Спиридоновка, 17

Особняк Морозова Этот замечательный и очень необычный для Москвы особняк, с готическими башенками и зубчатыми стенами, был построен по заказу молодого богача, энергичного предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова. Исполнение заказа Морозов доверил 33-х летнему Шехтелю, в то время уже довольно известному в среде богатого купечества, а для самого Морозова построившего дачу - сказочный деревянный теремок, очень понравившийся заказчику. Но заказ такого масштаба для Шехтеля был первый. Морозов, окончив Московский университет, отправился продолжать образование в Англию, изучал химию в Кембридже и был очарован английской готикой. Шехтель в то время увлекался романтикой средневековья, так что вкусы заказчика и устремления архитектора счастливо совпали и привели к потрясающему результату. Вместе с этим особняком зародился в России новый стиль - модерн, т.е. современный, новейший.

Модерн. Особняк Шехтеля. Ермолаевский, 28

Особняк Шехтеля построен им в 1896г. на небольшом неправильной формы участке, по адресу Ермолаевский пер., 28. Очень похож на [особняк Кекушева>. Сейчас здесь посольство Уругвая.

Конструктивизм. Издательство «Известия». Пушкинская площадь, 5

Здание строилось в 1925-27 гг., в период поисков нового стиля в советской архитектуре. По своим внешним формам отвечает догматам конструктивизма и рационализма. Кирпичная стена здания скрыта за серой штукатуркой, имитирующей новый материал - бетон. По концептуальным соображениям вертикальное остекление лестницы контрастирует с горизонтально расположенными балконами. Завершает все здание по вертикали кабинет редактора с круглыми окнами. Внизу размещены производственные помещения. Высокая башня, предусмотренная в первоначальном проекте, не была построена.

Модерн. МХТ. Камергерский переулок, 3

Театр МХАТ, Камергерский пер., (1902), перестроен из здания Лианозова (1902).

Модерн. Доходный дом М.В. Сокол. Кузнецкий мост, 3

Одно из наиболее интересных московских зданий в стиле модерн, видимое с далеких точек, благодаря своей самой характерной части — высокому плавно изгибающемуся аттику, поле которого заполняет полихромная майоликовая композиция, изображающая северный морской пейзаж, с растительностью на первом плане, над которой реет орел (худ. Н. Н. Сапунов). (Возможно, этот прием навеян зодчему фасадами строящегося в то время «Метрополя». ) В композиции фасада автором проявлена большая фантазия, сделавшая отдельные декоративные элементы самостоятельно ценными произведениями. Например, неповторимые металлические козырьки над боковыми балконами верхнего этажа, не повторяющиеся основания трех фасадных эркеров, металлические решетки аттика, решетки ворот (к сожалению, не сохранившиеся), балконов, оконные рамы. Весьма разнообразно и изразцовое убранство здания, исполненное на керамическом заводе «Абрамцево». Эта постройка — самое известное произведение И. Машкова — видного московского архитектора.

Модерн. Универсальный магазин Мюра и Мерелиза (ЦУМ)

В 1908 году на месте сгоревшего здания по проекту Р. И. Клейна было построено новое. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Сенсацией стало появление в магазине электрических лифтов — невиданной редкости по тем временам. Здание было признано архитектурным шедевром.

Модерн. Метрополь

Метрополь Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире - Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России.

«Метрополь» называют «энциклопедией русского модерна» и «Вавилонской башней нового времени». Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.

Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с «Метрополем» не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к Охотному ряду, занимает керамическое панно «Принцесса Грёза», выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Жизнь», «Полдень» и «Поклонение старине» - работы художника А. Головина.

Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф «Времена года», созданный по моделям скульптора Н.А. Андреева.

Что не вошло в итоговый вариант маршрута, но все равно интересно

Несколько зданий планировалось сначала включит в маршрут, но из соображений компактности и удобства они были из него вычеркнуты. Но про них тоже может быть интересно прочитать. Это особняк Кекушева (модерн), доходный дом Исакова (модерн) и «Дом-Корабль» Гинзбурга (конструктивизм).

Модерн. Особняк Кекушева. Остоженка, 21

Дом Льва Кекушева Архитектор Кекушев построил свой особняк на маленьком участке, на Остоженке, 21 в 1902 году. Особняк стилизован под средневековый замок с островерхой башенкой. Сейчас здесь посольство Египта.

Очень похож на особняк архитектора Шехтеля.

Модерн. Доходный дом Исакова. Пречистенка, 28

Дом построен по проекту Кекушева в 1904-1906 годах. В 1906 году этот шедевр среди доходных домов был продан петербургскому купцу И. П. Исакову, по имени которого теперь и известен. Здание с тихим и светлым двором и непременной детской площадкой с улицы поражает шикарным фасадом. Стена верхнего этажа покрыта тонкой лепной сеткой и играет роль фриза, на которым красуется динамично изогнутый карниз. Богатый вид дому придают и нарядные балконные решетки, и изумительные оконные переплеты. По сторонам слухового окна, которое само по себе является произведением искусства, сохранились две женские фигуры с факелом и книгой - символами просвещения. Парадная лестница делит дом на две части - переднюю и заднюю, которые смещены по высоте на пол-этажа относительно друг друга. Это позволяет использовать для входов в квартиры каждую лестничную площадку и ввести задней половине дополнительный шестой этаж; передняя часть - пятиэтажная. Дом вне всяких сомнений предназначался для весьма состоятельных жильцов - всего две квартиры на каждом этаже. Внутренняя планировка предусматривает деление квартир на парадную зону и отдельно - жилые комнаты, ванная и кухня с выходом на черную лестницу.

Конструктивизм. «Дом-Корабль». Новинский бульвар, 25

Построен в 1928–1930 годах М. Гинзбургом для сотрудников Наркомфина. В длинном корпусе были размещены квартиры, которые благодаря рациональному решению кажутся светлыми и просторными (хотя во многих из них кухню заменяет полутораметровый закуток и нет полноценных ванн). На крыше находился солярий, а первый этаж был застроен колоннами, чтобы дом не перегораживал собой сквер. В кубическом «коммунальном» корпусе располагались библиотека, спорткомплекс и столовая для совместного питания.

Прочитал?  Проголосуй!

12345
ужасноплохонормальнохорошоотлично

Комментарии:

Нет комментариев

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Защитный код:
Почта:
Комментарий: