Имя:

Пароль:

Запомнить

регистрация




Поиск:




печать карта информация

закрыть [x]

Дата публикации: 31 августа 2006
Название: Москва в иллюстрациях
Тип: Велосипедный
Длина: 11 км
Автор: NickOne
Начало: м. Третьяковская (оранж.)
Конец: м. Третьяковская (оранж.)
Другие станции: Лубянка, Новокузнецкая, Китай-город-Радиальная, Полянка
Улицы: 1-й Казачий пер.., Биржевая пл.., Большая Дмитровка ул.., Большая Лубянка ул.., Большая Полянка ул.., Большой Толмачёвский пер.., Ветошный пер.., Забелина ул.., Ильинка ул.., Кадашёвская наб.., Китайгородский проезд., Климентовский пер.., Лаврушинский пер.., Малый Толмачёвский пер.., Манежная пл.., Маросейка ул.., Никольская ул.., Ордынский туп.., Петровка ул.., Петровский пер.., Петровский б-р.., Покровка ул.., Раушская наб.., Рождественский б-р.., Солянский проезд., Софийская наб.., Старосадский пер.., Столешников пер.., Тверской проезд., Трубная пл..
Достопримечательности: Дом Петра Пашкова
Иверские (Воскресенские) ворота
Иоанно-предтеческий (Ивановский) женский монастырь
Китай-город (Китайгородская стена)
Мэрия Москвы - дом московских генерал-губернаторов
Памятник Юрию Долгорукому
Памятник-часовня гренадерам - героям Плевны
Фонтан "Вдохновение" в честь 150-летия Третьяковской галереи
Храм Богоматери "Всех Скорбящих Радости"
Храм Григория Неокесарийского
Храм Климента Папы Римского (Спаса Преображения)
Храм Николая Чудотворца в Толмачах
Ближайшие районы: Басманный, Замоскворечье, Красносельский, Мещанский, Таганский, Тверской, Якиманка
Характер маршрута: Исторический, Образовательный, Религиозный, Тематический
Погода, время суток: Весна, Лето, Осень, Солнечно, Ясно, Облачно, Пасмурно, Тепло, Холодно, Любое время суток, Любой день недели

Москва в иллюстрациях

Как только мы сосредотачиваемся на любом предмете материального мира, что бы с ним не творилось, само наше внимание непроизвольно погружает нас в его историю... Просвечивающие предметы, наполненные сиянием прошлого!

Владимир Набоков

Идея этого маршрута - посмотреть интересные места Москвы, запечатленные на старых картинах и фотографиях, и сравнить их (картины и фотографии) с личными впечатлениями. Многое ушло в небытие, многое появилось нового. Что-то было перестроено до неузнаваемости.

Фонтан в честь 150-летия Третьяковской галереи Но главное, как мне кажется, - это не встать на то же место, откуда 100 лет назад была сделана фотография, и обнаружить, что надстроили еще один этаж в доме. А попробовать проникнуться духом той Москвы, старой Москвы с картины или фотографии, и представить, как то, что мы видим сейчас, выглядело раньше.

Маршрут начинается в скверике с фонтаном из трех картин на пересечении Лаврушинского и Большого Толмачевского переулков и Ордынского тупика. Едем по Ордынскому тупику, пересекаем Большую Ордынку.

Церковь всех скорбящих радости

Церковь Всех Скорбящих Радости Церквей много, и почти о каждой пишут если не одно и то же, то в одних и тех же выражениях - "единственная, совершенство, неповторимая, отделка, очередной не наш век". Это познавательно, но как-то безжизненно, скучно. Поэтому для маршрута я выбрал в Замоскворечье только несколько церквей, которые выделяются из общего фона, хотя это отличие заметить тоже нужно. Первая из них - церковь Всех скорбящих радости.

Трапезная и колокольня, построенные В.И. Баженовым, и храм, созданный после его смерти по проекту О.И. Бове, образуют единое художественное целое, главный мотив которого — круг: ротонды церкви и колокольни, трапезная со скругленными углами, арки полукруглых окон, медальоны, полусфера купола и почти шарообразная глава, круглые окна колокольни. Внутренняя колоннада, отделка искусственным мрамором, спроектированный Бове белый с золотом иконостас с иконами В.Л. Боровиковского и пол по рисунку Бове — это прекрасный, чудом уцелевший памятник храмового убранства эпохи классицизма.

Что могу добавить... Очарование этой церкви сразу в глаза не бросается. Первое впечатление - одна из множества подобных. Но потом ее гармоничность, изящество просто завораживают (не всех, правда). Не зря старались два наших великих архитектора - Баженов (дворец в Царицыне и дом Пашкова) и Бове (Манеж).

Храм Климента Папы Римского

Храм Климента Папы Римского Первое, что удивляет такого простого рабочего паренька, как я - это название. Православных храм назван в честь римского папы. "Но все же это странно мне немного", как выразился бы Чайковский. Если я не ошибаюсь, в 1054-м православная византийская церковь и католическая римская дружно предали друг друга анафеме. И, кстати, и до 1054-го года отношения были не безоблачными. Я этим вопросом заинтересовался. И выяснил, что это Климент - это был папа из ранних - четвертый, а первый, как известно - это апостол Петр. Климент был папой в 88-97-м годах. Почти единственное, что о нем известно - это то, что он отправил послания коринфянам. Эти нехорошие коринфяне затеяли демократию, стали сами назначать себе священников, совершенно не сообразуясь с руководящей ролью римских пап. Послание призывало их к порядку.

А в первом веке нашей эры не было еще разделения церквей. Собственно, церковь как организация только еще начинала формироваться (чему способствовал своим посланием Климент и чему мешало активное преследование со стороны римских властей).

Второе, что удивляет - это архитектура. Других таких храмов Москве больше нет. Так строили храмы в Петербурге. Но многое прояснилось, когдая я прочитал, что автором проекта храма был некто Трезини, постороивший половину Петербурга во время Петра и Екатерины Первой. Петропавловский собор - это его.

Второе, что удивляет - это архитектура. Других таких храмов Москве больше нет. Так строили храмы в Петербурге. Но многое прояснилось, когдая я прочитал, что автором проекта храма был некто Трезини, постороивший половину Петербурга во время Петра и Екатерины Первой. Петропавловский собор - это его.

Церковь Григория Неокесарийского

Первая деревянная церковь на этом месте была построена великим князем Василием II Темным. Предание говорит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если ему будет суждено вернуться домой, он обязательно построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Деревянный храм со временем обветшал, и в XVII в. на его месте царь Алексей Михайлович заложил дивной красоты каменный храм, в котором вскоре венчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а чуть позже крестил сына, будущего Петра Первого.

Атмосфера Замоскворечья - тихие слегка провинциальные улочки, невысокие дома, все уютное и домашнее, хотя и слегка запущенное. Сейчас все не так, хотя прошло-то всего 16 лет.

Пашков дом

Сейчас ограды нет, зато появились изящные лестницы, спускающиеся от дома к улице. Церкви по сторонам исчезли.

Речка Неглинная, Александровский сад

Сейчас (а точнее, с начала 19-го века) здесь Александровский сад. Неглинная заключена в трубу. А раньше она проходила там, где сейчас улица Неглинная (именно через нее был Кузнецкий мост), потом вдоль кремля, где сейчас Александровский сад, и впадала в Москву-реку около Большого Каменного моста.

Охотный ряд

Как написано в путеводителе по Москве 1980-го года, гостиницу "Москва" и здание Госплана (современную Государственную думу) построили "после сноса ветхих строений".

Иверские ворота

Очень познаватальная картина. Первое, что мы видим - это собственно ворота, точнее, две соединенные надвратные башни. Они есть и сейчас, но это новодел. Их снесли в советское время, а потом восстановили. Исторического музея, в чьей тени эти ворота сейчас находятся, еще нет - музей был построен в конце 19 века. Никольская башня Кремля (вторая справа) еще без надстроенной верхней части - в отличие от угловой Арсенальной (крайней справа) и Спасской башен. Речка Неглинная, которая шла вдоль северной и западной стен кремля, еще не заключена в трубу, и через нее построен мост, ведущий к воротам.

Тверская улица. Дом генерал-губернатора

Мэрия Москвы Сначала складывается обманчивое впечатление - что дом не сильно изменился. На самом деле на этой картине, как и на многих других, пропорции слегка искажены здание нарисовано существенно выше, чем оно было на самом деле. А сейчас старое здание - это лишь нижние 3 этажа. Можно посмотреть, что форма окон этих трех этажей на старой картине и на фото совпадают (прямоугольные на первом, большие с полукруглым верхом - на втором и маленькие прямоугольные - на третьем).

Рождественский бульвар

Рождественский бульвар начинается на Неглинной, где раньше брали воду. Самой этой речки давно нет, она течет в трубе, но дело ее вечно. Потому что истинно, очевидно. И с обеих ее сторон были склоны, как это полагается у речек, и довольно-таки крутые. Такими же остались ими сейчас. Именно здесь расположил своих героев художник Перов, когда продумывал композицию своей самой известной картины "Тройка".

Слева видна стена Рождественского монастыря, вдали - колокольня и пятиглавая церковь Петровского монастыря (они есть на картине).

Бульвар этот мы проезжаем вверх, так что я думаю, что все, въехав в эту гору, оценят художественную и реалистическую ценность картины по-настоящему.

Владимирские ворота, Лубянская площадь

Когда я посмотрел на современный вид этого здания, которое видно в проеме арки, я засомневался - а оно ли это? Я подумал: хорошо, можно надстроить 2-3 этажа. Но ширина! Ясно же, что современное здание существенно шире - это можно проверить хотя бы по количеству окон. Я было решил, что здание снесли, а вместо него построили новое, но потом, присмотревшись, я заметил такую деталь: окна самого верхнего пятого этажа на старой фотографии отличаются от остальных - вместо одинарных прямоугольных окон там двойные с полукгруглым верхом. И действительно, именно такие получердачные окна идут по пятому этажу уже современного здания, а выше них снова обычные прямоугольные. И я понял, что к зданию пристоили еще крыло справа, а фасад изменили так, чтобы он снова стал симметричным, но уже относительно другого центра. Кстати, сверху прекрасно видно, как выглядело здание сначала и что к нему пристроили потом:

Посередине Лубянской площади был фонтан работы некоего Витали. Извозчики поили из него лошадей.

Как это ни странно, фонтан не совсем снесли, когда вместо него поставили памятник Железному Феликсу. Сейчас этот фонтан находится перед зданием Президиума Академии Наук на Ленинском проспекте.

Никольская улица. Синодальная типография

Никольская - улица, с которой начинался российский путь просвещения. Здесь было основано первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия, здесь был основан первый печатный двор, выпустивший первую на Руси книгу "Апостол". Построили печатный двор при Иване Грозном в 1553 году. Насущность книгопечатания обуславливалась в первую очередь теми ошибками которые допускали писцы при переписывании божественных книг. И царь предложил митрополиту приступить к печатанию церковных книг как это уже делали греки и фрязи. Были отысканы мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец, которые к радости царя и митрополита, уже имели опыт книгопечатания: "малыми некими и неискусными начертании печатаваху книги". Десять лет прошли в приготовлениях и в 1563 году русские типографщики начали набирать первую книгу, отпечатана она была почти через год, а еще через год Федоров выпустил вторую книгу "Часовник", да только на том все и кончилось. Народ-то дикий, заподозрил нечистое и поджег типографию, а первопечатники вынуждены были, скрываясь от расправы, бежать заграницу. Новая история Государева печатного двора началась при первом Романове с выпуска "Псалтыри" в 1614 году, а в 1643 году царь повелел соорудить новые двухэтажные каменные палаты и каменные ворота с башнею. Здание печатного двора было "готической архитектуры смешанной с итальянским и арабским стилями". Когда 1814 году, после пожара 1812 года, здание пришлось разобрать, то новое построили "по мотивам" старого и в новые стены были вживлены белокаменные резные колонны сломанных палат. Солнечные часы и герб со львом и единорогом тоже повтор со старого фасада. Часы, говорят, вернейшие. Вот только солнца в Москве маловато будет. Зато, отсчитывая только светлые часы, можно в себе оптимизм воспитать. Что касается символики льва с единорогом, по одной из версий это герб Ивана Грозного, который употреблял фигуры этих животных на своей печати. Лев, понятное дело, символ могущества и власти. А единорог, оказывается, Библейский символ того же, олицетворял мощь христианства и христианского государства, т.е. России. Надписи же на плитах, симметрично расположенных над сдвоенными оконными арками, повествуют , что возведено здание по велению царя Федора Михайловича. Руководил строительством, по возможности передающим дух старой постройки, архитектор Мироновский. И возможности такие он, скажем ему спасибо, нашел. При царе Алексее Михайловиче в типографии стали выпускать не только церковные, но и учебные издания. Азбуку Бурцева, изданную в количестве 2400 экземпляров раскупили из типографской лавки за один день. При Петре I здесь начали печатать первую российскую газету "Ведомости", для которой государь изобрел гражданский шрифт, максимально уподобив славянские буквы округлостям латиницы. С 1721 года типография была передана в Святейший Синод и стала именоваться Синодальной. Книги здесь издавали до 1918 года, позже типография переехала в Троицко-Сергиеву лавру. С 1930 года по настоящее время по этому адресу размещается Историко-архивный институт.

Ильинская улица

Здание на фото построено по проекту Ф. О. Шехтеля для Московского купеческого общества. Это, совершенно очевидно, одна из первых ласточек, предвещающих появление конструктивизма.

Ильинские ворота. Памятник героям Плевны

Героям Плевны Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной, была построена по инициативе и на добровольные пожертвования оставшихся в живых гренадеров - участников Плевненского сражения. Открытие Плевненской часовни состоялось 11 декабря 1887 года, в день десятилетия героической битвы под Плевной. Автором проекта стал известный академик архитектуры В.О. Шервуд. Внутри часовня была украшена богатым керамическим декором, сплошь покрывающим все поверхности.

Ивановский монастырь

Одно из самых мрачных мест на карте Москвы. Историй леденящих кровь и терзающих душу, с ним связанных, премного будет. Время его возникновения доподлинно не известно, но по одной из версий об основании его пеклась матушка Ивана Грозного, Елена Глинская. В день освящения монастырской церкви Иоанна Предтечи она родила сына, нареченного в честь Иоанна. Бушевавшая в тот день гроза, напророчила вторую часть имени под которым будущий царь войдет в историю. Посвящение Дню Усекновения Главы Иоанна Предтечи и грозному царю, по воле которого много голов слетело с плеч, словно предопределило мрачную историю монастыря. Монастырь был женский и его близкое расположения к Кремлю делало его очень удобным для заточения царских жен, ставших неугодными. В разное время здесь томились: царица Мария Петровна - жена царя Василия Шуйского, жена старшего сына царя Ивана Грозного Пелагея и другие знатные особы. При Екатерине II сюда привезли из заграницы и насильно постригли княжну Тараканову, рожденную в браке от Елизаветы Петровны и графа Разумовского. Обладая формальными правами на престол она была для Екатерины опасна. Несчастной было уже за сорок, когда ее сюда привезли и она провела тут остаток своих дней под именем монахини Досифеи. Похоронена в усыпальнице Романовых - Ново-Спасском монастыре, с надлежащими почестями в присутствии членов царствующей семьи, которые, фактом своего присутствия, как бы подтверждали свое с ней недоказанное родство. Наконец, в Ивановский монастырь Екатерина II заточила брутальной славы Дарью Салтыкову, "Салтычиху", замучившую до смерти 139 своих крепостных крестьян. На гражданском суде над ее головой сломали шпагу в знак лишения ее дворянского титула. Эта жуткая особа, не утратив злой воли, умудрилась прожить в страшных условиях, чуть ли не в клетке, еще целых 32 года. В безмолвные стены монастыря заключали опальных. Сюда тайно привозили раскольниц, сторонниц протопопа Аввакума. Сюда присылались женщины из Сыскного приказа и из Тайной розыскных дел канцелярии под видом сумасшедших. Они содержались под строгим надзором в особых кельях -каменных мешках. Страшное место. Таинственно- мрачный дух витает и по сию пору, хотя старые стены и были полностью разобраны при перестройке в 1861 году. Автор проекта архитектор М.Д. Быковский, вдохновленный зодчеством итальянского Ренессанса, создал огромный граненый купол монументального собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи, господствующий над окружающей застройкой, и две башни-колокольни, между которыми располагается портал Святых ворот. Возможно, при постройке нового собора был использован подклет древнего здания. Есть мнение, что купол главного собора повторил формы купола собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции работы знаменитого Ф. Брунеллески.

Вид на Китай-город и Кремль. Зарядье

Когда строили гостиницу "Россия", все Зарядье снесли. Целиком. Как его и не было - района с историей в несколько сотен лет. Нет Москворецкой улицы... улица-то осталось, вот домов на ней нет больше.

Сам Кремль не так и изменился - стены и башни по крайней мере. Ну, разве что у Тайницкой башни (3-я слева) была стрельница, т. е. пристройка с воротами, а сейчас ее нет, и Водовзводная башня (крайняя слева) была взорвана французами в 1812 году, а та башня, что есть сейчас, построена архитекторм Бове. Интереснее здесь мосты. Видно, почему современный Большой Каменный мост называется каменным, хотя сейчас он примерно такой же, как и его соседи, тот же Москворецкий мост. Потому что его средневековый предшественник (слева) был каменным. Это было очень серьезное и красивое сооружение, с большой башней на стороне Замоскворечья, защищавшей въезд на мост - как в Праге на Карловом мосту. А тогдашний средневековый Москворецкий мост (справа) состоял из плавающих связанных друг с другом бревен.

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах Сама церковь очень старая, но колокольна возведена относительно недавно - в середине XIX века (в стиле "ампир").

Храм закрыли в 1929 году и передали Третьяковской галерее. В 1936 году здесь разместилось хранилище живописи, а галерея соединена с ним пристройкой. В 1983 году, в начале реконструкции галереи, было принято решение о восстановлении храма с последующим устройством в нем зала для концертов духовной музыки. Сейчас в результате соглашения между Патриархией и дирекцией Третьяковской галереи храм стал домовой церковью при музее. Богослужения возобновлены в декабре 1993 года. В 1997 году, к празднованию 300-летия храма, его восстановление было практически завершено. За время реконструкции заново воссозданы уникальная колокольня и пятиглавие четверика. Восстановлены все три иконостаса и шесть пристенных киотов. Заново на треть выполнена утраченная живопись на сводах и стенах. В иконостасах и киотах установлено 150 икон из фондов галереи, специально подготовленных реставраторами музея к юбилею храма. Особо отмечено место, где обычно стоял во время богослужения Павел Михайлович Третьяков (он и его семья участвовали в пожертвованиях на содержание храма). В начале 2000 года из залов галереи в храм перенесена Владимирская икона Божией Матери, главная святыня России.

Прочитал?  Проголосуй!

12345
ужасноплохонормальнохорошоотлично

Комментарии:

Написал:

а почему карты для маршрута нету((( ???

Написал:

Как жаль, что очень много храмов уничтожено. Тем более сильнее мы должны любить и ценить их. Слова пусты. Главное сокрыто в душе. Я никогда не пройду мимо ни одной церкви или монастыря.

Написал:

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Защитный код:
Почта:
Комментарий: