Имя:

Пароль:

Запомнить

регистрация




Поиск:




печать карта информация

Спасибо! Ваш голос учтен!

закрыть [x]

Дата публикации: 11 декабря 2006
Название: Большая Никитская, Спиридоновка, Гранатный переулок
Тип: Пеший
Длина: 2 км
Автор: Наталья Невяжская и Марк Штейнбок
Начало: м. Арбатская [глуб.]
Конец: м. Баррикадная
Другие станции:
Улицы: Большая Никитская ул.., Вспольный пер.., Гранатный пер.., Спиридоновка ул..
Достопримечательности: Голубой дом
Гранатный двор - палаты XVII века
Доходный дом в Обыденском переулке
Музей-квартира Максима Горького
Особняк Фёдора Шехтеля в Ермолаевском переулке
Памятник Александру Блоку
Усадьба Голицыных
Храм вознесения Господня (Большое вознесение) у Никитских ворот
Ближайшие районы: Арбат, Пресненский, Тверской
Характер маршрута: Исторический, Ознакомительный, Прогулочный
Погода, время суток: Любое время года, Солнечно, Ясно, Тепло, Холодно, Любое время суток, Выходные

Большая Никитская, Спиридоновка, Гранатный переулок

Для начала, давай-ка для прогулок подальше сыщем переулок. То есть, географически-то он как раз в самом центре - мы не в даль, мы в глубь пойдем.

Остановимся здесь, где сошлись (или разошлись, если хочешь) две Никитские .

Большая Никитская улица - возникла на месте "волоцкой" дороги из Великого Новгорода через Волоколамск в Москву, проходившей здесь в XIV-XVI вв. В 1565-1575 гг. на месте, где сейчас находится электроподстанция метро, стояла церковь Никиты, превратившаяся в конце XVI века в Никитский женский монастырь. От монастыря улица получила название Никитская. Позднее, с появлением Малой Никитской улицы, она стала называться Большой Никитской. За время своего существования имела несколько названий. Нижняя часть улицы, от Охотного Ряда до Никитских ворот, обозначалась просто Никитской. Верхняя часть, до того как за ней закрепилось название Большой Никитской, называлась Царицынской - по двору царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, находившемуся в Столовом переулке, а также Вознесенской - по церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.

В Московском Университете на углу Моховой и Большой Никитской учился Александр Иванович Герцен (1812 - 1870). В пятидесятилетие со дня его смерти (1930 г.) улица получила его имя.

Малая Никитская улица - была названа в противовес Большой Никитской. В разное время именовалась - Георгиевской (по церкви Георгия, "что на Всполье"), улицей Качалова (по имени актера Московского Художественного театра, Василия Ивановича Качалова (1875 - 1948), жившего в доме № 20).

Церковь Большого Вознесения Слева, дом 36 по Большой Никитской - церковь Большого Вознесения. Это одно из немногих в Москве мест, где, не взирая на скверный наш характер, все-таки сомкнулась связь времен. Войдем в храм 18 февраля 1831 года (если ты прилично случаю одет можно поприсутствовать на обряде бракосочетания).

Первоначально деревянная, в 1695 г. заменена каменной. Существующее здание заложено в 1798 г., достраивалось в 1827-1840 гг. по проекту архитектора Ф. Шестакова в стиле позднего московского классицизма.

В архитектурном облике Большого Вознесения доминируют контраст между портиками и плоскостями стен, прорезанными окнами без наличников. В феврале 1831 г. в церкви венчался А.С. Пушкин с Н.Н. Гончаровой, в 1928 г. отпевали М.Н. Ермолову.

Если можно верить Анне Павловне Керн.

Ах, жених, задев нечаянно за аналой, уронил крест! При обмене колец, одно из них упало на пол... Пушкин (это он жених) изменился в лице, слышишь, он шепнул кому-то из друзей: "Все дурные предзнаменования..."

Что-то душно стало! Давай, не будем ждать окончания церемонии и потихоньку выберемся на улицу.

Взгляни лучше напротив: дом № 6/2 по Малой Никитской - знаменитый особняк в стиле "модерн" архитектора Шехтеля. И, хотя дом этот сам по себе весьма мил (хотя честно говоря, в Брюсселе, Мюнхене и Париже пару десятков похожих точно найдешь): надо сказать, что с известного времени стал он пользоваться если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией.

По внешним формам и декору наиболее ярко отражает все черты модерна. Объем здания статичен, его асимметрия тонко уравновешена. По большим окнам трудно определить количество этажей. В пределах простых общих очертаний возникают сложные вторичные архитектурные мотивы. Переплеты рам - переплетающиеся ветви деревьев продолжают движение мелких кривых линий майоликового фриза с орхидеями. Облицован глазированными кирпичами. Карниз-полочка далеко вынесен и демонстрирует свойства новых тогда материалов (металл, бетон). Кованая решетка ограды - законченный образец стиля модерн. Планировка дома компактна и рациональна. Центральным ядром его внутреннего пространства служит лестница, связывающая этажи.

В 1931-1936 гг. здесь жил А.М. Горький. Телефон музея: 290-05-35. Каждый последний четверг месяца - санитарный день.

Создатель его, Федор Осипович Шехтель, снискавший уже в начале своего поприща громкую известность, окончил дни свои в затхлой темноте московских коммуналок.

Пал Палыч Рябушинский (чья "костлявая рука голода" навсегда сдавила горло советского пионера-любителя истории), по чьему заказу и был, собственно говоря, выстроен этот дом, не только дома сего был лишен, но и Россию вынужден был оставить.

А Алексей Максимыч Горький, столь неосторожно сменивший красоты Капри на сомнительные прелести тогдашней Москвы? О чем думал он, поселившись среди роскоши этих апартаментов, где на каждую штору и кресло прикреплены были алюминиевые бирки с инвентарным номером? Представляешь, в какие игры играли здесь Великий Пролетарский Писатель и Великий Вождь - Отец Народов?

С одной стороны, по европейским меркам, почему бы не жить в таком особняке писателю, чьи книги издавались таким тиражом?

С другой - внутренняя архитектура кукольного дамского дома в мраморных завитушках и лепных изысках явно отторгла тяжеловесную мебель, выданную угловатому исследователю человеческих душ. Не внесло гармонии и повальное по тем временам в Европе увлечение Востоком - многочисленные вазы и блюда китайской перегородчатой эмали, и хорошая коллекция японских нэцке.

И уж полным безумием, апофеозом сарказма времени возвышается в самом центре этого странного обиталища несомненного таланта и тщательно скрываемого отчаяния, взметнувшаяся волной теплого мрамора колонна, в одном из своих ракурсов предстающая перед изумленным зрителем почти трехметровым фаллосом.

Сразу за домом чудесный садик, самим Шехтелем и спланированный. Через садик этот мог бы хаживать к Горькому граф Алексей Толстой, живший чуть позже в соседнем - Спиридоновка № 7 - доме, где сумел сохранить для себя, за известную плату разумеется, подобие прежней своей жизни.

Уж и графа нет, уж и потолок протек над уютной и какой-то душевно теплой его квартиркой во втором этаже. А в первом - все еще живет вдова личного биографа предусмотрительного автора "Хождения по мукам".

Спиридоновка или Спиридоньевская улица - названа по приделу Спиридония при церкви XVI в. Рождества Богородицы на Козьем болоте . С 1945 г. - улица носила имя писателя Алексея Толстого (1883-1945 гг.), жившего на Спиридоновке, в доме № 2.

Если же и нам наведаться в садик, например весной, когда цветет в нем сирень, и присесть на стоящую в глубине лавочку, то, право и не знаю, надо ли нам куда-то еще идти? Но, если все-таки достанет нам сил оторваться от разлитого там годами покоя, то обернемся с благодарностью к редкому в Москве милосердию времен и бросим последний взгляд на посаженную еще Шехтелем сосну, почему-то превращающую его особняк в старую японскую гравюру.

Палаты XVII века Напротив дома Толстого, слева то есть, сразу за церковью - Спиридоновка 3/5 - палаты 17 века, отреставрированные (что на мой прагматичный взгляд уже хорошо) так, что над вряд ли исторически достоверной их крышей до сих пор сверкают клинки архитектурных пуристов.

А. Блок Справа, за домом Толстого - памятник Блоку. И кто бы узнал в этом затрапезном, субтильном мужчинке без возраста и особых примет глумливого создателя бессмертной поэмы "О, закрой свои бледные ноги!"?

Увы! Видно напрасно он взывал: "Так вонзай же, мой ангел вчерашний, в сердце острый французский каблук". У кого же поднимется, простите, нога даже пнуть такое убожество.

Но, если памятник сам по себе уныл, то "развалины" как раз и забавны, и поучительны. За правым плечом поэта некогда была мастерская Вучетича, а ныне стоит памятник еще не оконченным боям за собственность - натурально одна окончательно, до чугунных балок, облезшая стена, за которой заманчиво так притаился крошечный пустырек.

За левым плечом поэта - (Спиридоновка, дом № 9) вознесся не 16-этажную высоту недавно еще, лет буквально 20 назад, престижный, брежневской архитектуры кирпичный (!) дом. И все в нем, вроде как, еще на месте, и ничего, вроде как, не обвалилось, но - оттого, может быть, что внутренние стены лоджий отделаны были неокрашенной доской, которая от московских погод незамедлительно почернела, или по иной какой скорее нематериальной причине - веет от дома эдакой разрухой всеобщей погорельщины.

Без печали отвернемся от этих, тем не менее, памятников и обратим свой взор дале. Но не очень. Прямо за Певцом Прекрасной Дамы, на углу с Малой Броннной два хороших чугунных аиста, кои и дали название той стекляшке, что стоит за ними.

В кафе "Аист", что достоверно известно старожилам, изначально свили свое гнездо те, кого называли в еще не забытые времена "толкачами". Приезжая в Москву, энергичные представители периферийных предприятий с успехом меняли здесь то ли шило на мыло, то ли сало на чугун - то есть явно предвосхищали то направление экономических отношений, кое получило официальное ныне название "бартерных сделок". Потом, через недолгий, но явно притонный период своей коротенькой жизни, "стекляшка" стала собственностью наших азербайджанских братьев. Южный их темперамент периодически выливается на улицу в форме локальных перестрелок. Губительно это отзывается только на соседнем киоске: уже два киоскера пали жертвой неуместного любопытства, оба - в разное время, но оба не вовремя - выглянули узнать, что, собственно говоря, происходит.

Для фланирующего же прохожего, желающего отведать, например, знаменитые "манты", посещение этого оазиса азербайджанской кулинарии не только не опасно, но и сопряжено даже с немалой долей простого гастрономического удовольствия. Разумеется, если там как раз сейчас не выясняют сложных своих отношений владельцы. Откушав, повернём в Гранатный переулок.

Гранатный переулок - название получил от Гранатного двора, находившегося здесь до пожара 1812 г. От него предположительно осталось каменное здание 3/5. В 1949 г. переулок назван улицей Щусева, в честь известного советского архитектора и в связи с тем, что в нем находился Союз архитекторов СССР.

Гранатный № 2 - состоит из двух, построенных в разное время частей. Угловая часть - 1899 г. - архитектор Г. Кайзер, 1902 г. - архитектор В. Величкин.

Но, если со "стекляшкой" все прозрачно просто и изначально лишено того, что можно будет назвать "историей", то следующий за ней "доходный дом" (Гранатный № 2) весьма показателен с точки зрения истории застройки города. Москва умопомрачительно эклектична не только горизонтально (в чем собственно мы убедились не успев пройти по ней и пятисот метров), она так же неподражаема с точки зрения стиля вертикально.

Надо сказать, что это еще достаточно деликатный пример. Вглядись в этот "пирог". Каждый следующий по вертикали и по времени "слой" все более застенчиво намекает на первоначальный стиль приличного доходного дома для господ, например, учителей. Внешняя псевдоклассическая лепнина и ширина простенков меж окнами указывала прозорливому горожанину не только на наличие четырех-пяти комнат необходимых для временных их владельцев, но и обязательных комнат для кухарки и горничной - впрочем, все совершенно без излишеств.

Чем выше достраивался дом, чем ближе к нам по времени оказывалась постройка, тем все более невнятными становились знаки его не только внешнего стиля, но и внутренней принадлежности. Дом научился быть безликой маской, скрывающей лицо своих жильцов.

Но сделаем еще несколько шагов по Гранатному и здесь слева меж домами в глубине увидим добротный сталинских времен дом, примечательный тем, что в нем впервые в советские времена выстроены были двухэтажные квартиры, занимающие верхние два этажа. Надо сказать, что нынешние мэтры от архитектуры и живут там, а вовсе не в своих творениях.

... Где я любил...

Здесь самое время, на минуту, оторваться от разглядывания домов, как деталей и попробовать увидеть общую перспективу Гранатного, который вот уже невдалеке и заканчивается.

Право, не смогу объяснить (может быть это удастся тебе) из каких намеков складывается то, что мы называем впечатлением, что придает, казалось бы, весьма прозаичным улицам и домам странную законченность и утонченность живописного полотна или графического рисунка (помнишь необъяснимое превращение особняка Шехтеля в японскую гравюру?).

"Дом архитектора" - ресторан, Гранатный пер, 7. Дата открытия: 1938 г.

Вглядись в этот уголок Москвы, как будто отставший от бега времени, в эту гармонию провинциальной неспешности и уюта. Теперь: достать пролетку - за шесть гривен, чрез благовест, чрез клик колес, перенестись туда, где ливень... чтобы никогда не встречаться с тем, что мы неизбежно должны увидеть, если сделаем еще пять шагов.

Вот оно. Слева. Гранатный № 7/9, что-то неотвратимо напоминающее огромный крематорий, сросшийся левой своей стеной с особняком Эрихсона, а правой с торцом в два окошка (из верхнего свисает авоська с припасами съестного) жилого дома уходящего во двор. И все это несет на фронтоне гордое имя "Дом архитектора". Лично я глубоко убеждена, что вещь эта посильнее Фауста Гете будет, в архитектуре разумеется.

Усадьба Голицыных Конечно, глаз мог бы отдохнуть на усадьбе Голицыных, что напротив этого архитектурного кошмара, но превратности судьбы отдали усадьбу некоему НИИ. Судя по состоянию некогда чудесного дома и сада, можно догадаться, что если у сотрудников института что-нибудь и осталось, то это, скорее всего, одеяла, на которых написано страшное слово "ноги".

Но, отведем со смущением взор от развалин былого счастья. Взгляни, там, дальше нечто своими углами и срезанными цилиндрами напоминающее то ли гигантский броневик времен первой империалистической, то ли палубные надстройки неудержимо пробивающегося к Садовому кольцу боевого корабля. А в кильватере у него, (то к чему он и был, видимо, относительно недавно пристроен), обветшалые кружева, разукрашенной еще в прошлом веке, домашней какой-то ладьи, безвольно плывущей в этом море стилистического сумбура.

Не будем останавливаться у посольства Таджикистана, разместившегося слева в чистеньком и ухоженном старомосковском особнячке. Но, поворачивая направо по Вспольному, задержимся у углового домика принципиально умиляющего своими голубыми тонами.

Есть многое на свете, друг…

Голубой дом Постоим на его тротуаре, застеленном зеленым ковром, который невзирая ни на какие погоды усердный дворник чистит не только со старанием, но и весьма проницательно. Хозяину дома явно нельзя отказать в чувстве прекрасного. Однако, чувств этих у него много. И чего только не натащил он за полтора последних года, чего только не налепил на некогда невыразительные стены и окошки своего домика. Даже чугунные ворота припас, правда не успел их никуда пристроить - так и стоят пока с тыльной стороны, прислонившись к стене в ожидании своего часа. Ах, друг Аркадий! Говори, говори красиво. Радуй нас безудержной своей фантазией и, кажется, неистощимыми возможностями.

Комментарии:

Написал:

"О, закрой свои бледные ноги!" - вообще-то, это сказал Брюсов.

Написал:

И дома "за спиной у Блока" стоят не по Спиридоновке, а по Малой Бронной. В частности, Спиридоновка №9 - это двухэтажный ампирный особняк 19 в., а не брежневская 16-тиэтажка. И музей-квартира Толстого находится по адресу Москва, ул. Спиридоновка, 2/6. Если уж указывать точный адрес, то адрес этот действительно должен быть точным.

Написал:

Приятная атмосфера повествования, необычные фотографии - на них практически нет людей. (фотограф не поленился - встал ранним утром)Мне понравилось. Хотя раньше эта прогулка жила на другом сервере, к сожалению умершем.

Написал:

Брежневска высотка - 14 этажная и адрес у дома Спиридоновка , дом 8. Могу сказать, что дом очень хороший и "погорельщиной" от него не веет.

Написал:

Зря Вы пренебрегли остановкой у посольства Таджикистана (чистенький и ухоженный старомосковский особнячок). А ведь это жилище Рекка Я.А. - директора Московского торгово-строительного общества. Этакого московского строительного магната начала 20 века, обеспечивающего работой и Шехтеля Ф.О. и Кекушева Л.Н. "Логово" такой личности, внесшей колоссальную лепту в московскую "эклектику", должно вызывать естественный интерес москвоведа.
P.S. Убедительная просьба. Прислушайтесь к замечанию Светланы и изымите ляп с "бледными ногами".

Написал:

Ирония и высокомерие допустимы только касательно предмета, о котором имеется минимальное знание. И Ваши потуги поглумиться над «превратностями судьбы, отдавшими усадьбу Голицыных некоему НИИ», смехотворны. Сообщаю. Аж с царских времён в этом здании находилась Московская палата мер и весов. А «некое НИИ» – это ФГУП «Стандартинформ» - прямой наследник Палаты. Вот так! Из-за того, что Вам лень пройти ногами 50 метров в сторону от маршрута (что бы прочитать вывеску НИИ), думаю, сотрудники пожелают Вам самой лечь под одеяло со страшной надписью «НОГИ».

Написал:

УЖАСНО! АВТОР, УСТЫДИСЬ!

Написал:

Предлагаем Вам, Александра, сделать лучше

Написал:

Дом № 6/2 по Малой Никитской принадлежал, если не ошибаюсь, Степану Павловичу, а не Павлу Павловичу Рябушинскому.

Написал:

Да нормально чувиха написала...

Написал:

Сарказма многовато. Поделитесь, пожалуйста, кто владеет инормацией о доме 16 по ул.Качалова. Заранее благодарен.
grinec@yandex.ru

Написал:

Мне лично вирт-прогулка понравилась. А что касается коментов, то уточнять и добавлять, конечно нужно, только без лишней злобы. Критиковать всегда легко. А мне лично интересно - господа Александр Сергеевия и другие, сами написали и выложили в Рунет хоть что-нибудь, или только комментируют. Было бы любопытно их самих почитать.

Написал:

Эту виртуальную прогулку хорошо совершать тем, кто здесь знает каждый камень. Лет сорок я ежедневно здесь прохожу, и, поверьте, во многих описанных домах побывала. Но вот с автором что-то заблудилась. Может быть от обоюдного невежества. Да и дома как-то странно выглядят. Где Дом Архитектора, где Малая Никитская с ее историей? Галопом по родным улицам в непонятную сторону. Стыдно-с.

Написал:

С удовольствием прочел заметку - написано увлекательно,добротным языком. Почему-то не упомянут особняк Саввы Морозова - Спиридоновка, 17.

Написал:

Усадьбы Голициных нет, кафе Аист нет, гранатный переулок перестраивают. Но начало прогулки - замечательное. Особенно особняк в стиле модерн

Написал:

Мда, приписать Блоку брюсовский стих - это сильно... разочаровывает.

Написал:

Спасибо, Наталья, за интресный рассказ и красивые фотографии!

Написал:

Сразу видно что писал человек не русский которому и Москва и Россия -кормушка. Пусть в таком-же духе описывает улицы и дома в Тель-Авивею-посмотрим на реакцию "демркоатической" публики

Написал:

Сразу видно что писал человек не русский которому и Москва и Россия -кормушка. Пусть в таком-же духе описывает улицы и дома в Тель-Авиве-посмотрим на реакцию "демократической" публики

Написал:

Живу в Гранатном переулке, как говорит Поэт -
30 лет и 3 года.. Жаль, что мало сказано о "Храме Большого Вознесения, что у Никитских ворот".. А ведь, когда Пушкин венчался со своей "Косой Мадонной" (не место говорить о настоящей пушкинской Мадонне EW), Храм этот был недостроен и венчались будущие супруги в левом Никольском приделе.. Достраивать храм
стали в 1833 году, через 2 года после злосчастного венчания. А в 1812-ом в храме был пожар, следы которого обнаружились на стенах под росписью. Последняя была осуществлена также после венчания и достройки.. Художник Алексей Артемьев в исключительном творческом одиночестве восстановил недавно эту РОСПИСЬ пушкинского времени, которую Пушкин мог видеть, если заходил в Храм до 1837 года..
Митрополит Филарет, с которым Александр Сергеевич перебросился парочкой стихотворений, освятил достроенный и расписанный Храм в 1840 году.
Особое спасибо Автору виртуальной экскурсии
за упоминание "Козьего болота", которое находилось на месте "правительственного Трилистника" между Гранатным и Спиридоновкой, а также - за упоминание дома, в котором живу! *)

Написал:

За памятником Блоку, рядом с д. 8 по Спиридоновке, была мастерская не Вучетича, а Николая Васильевича Томского; погибла в неравной борьбе с частным капиталом :(

Написал:

отвратительно!Пакость!

Написал:

Вот остатки от мастерской :( на форуме Экслера, там другая версия
http://forum.exler.ru/arc/index.php?s=0&showtopic=22633&st=0&hle=909023#entry909023
И все таки скверик, где стоит памятник Блоку, относится к дому 8 по Спиридоновке, и жили там Моргунов и Папанов... сцена из "Белорусского вокзала", когда из выпускают 83 О/М которое на ул. Щусева и они стоят в этом сквере и Папанов говорит, поехали ко мне домой и тащит их через всю Москву :)))

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Защитный код:
Почта:
Комментарий: