Имя:

Пароль:

Запомнить

регистрация




Поиск:




печать карта информация

закрыть [x]

Дата публикации: 28 мая 2007
Название: Мосты и реки
Тип: Велосипедный
Длина: 16 км
Автор: Pitak
Начало: м. Киевская [Фил.]
Конец: м. Таганская
Другие станции: Парк культуры-радиальная, Воробьёвы горы, Киевская [Арб.], Парк культуры, Киевская
Улицы: Андреевская наб.., Бережковская наб.., Болотная ул.., Болотная наб.., Болотная пл.., Воробьевская наб.., Воробьевское ш.., Европы пл.., Кадашёвская наб.., Пречистенская наб.., Пушкинская наб.., Раушская наб.., Тараса Шевченко наб.., Устьинская наб.., Фрунзенская наб.., Яузские Ворота пл..
Достопримечательности: Андреевский мост
Астаховский мост (бывший Яузский)
Бережковский мост
Большой Каменный мост
Большой Москворецкий мост
Большой Устьинский мост
Бородинский мост
Водоотводный канал Москвы-реки
Краснолужский мост
Крымский мост
Лужков мост
Лужнецкий мост (метромост)
Малый Каменный мост
Малый Москворецкий мост
Малый Устьинский мост
Мост Богдана Хмельницкого - мост около Киевского вокзала (бывший Краснолужский)
Новоарбатский мост (бывший Калининский)
Патриарший мост
Пушкинский мост (бывший Андреевский)
Река Москва (Москва-река)
Река Сетунь
Река Яуза
Садовнический мост
Сетуньский мост
Смоленский метромост
Чугунный мост
Ближайшие районы: Замоскворечье, Таганский, Хамовники, Якиманка, Гагаринский, Дорогомилово, Раменки
Характер маршрута: Водный, Исторический, Тематический, Образовательный
Погода, время суток: Лето, Ясно, Солнечно, Вечер, Ночь, Любой день недели

Мосты и реки

Мост – сооружение, прокладывающее путь над препятствием. Мосты различают:

• по виду преодолеваемого препятствия - мост через реки и др. водотоки (собственно мост), через дороги (путепроводы), через овраги и ущелья (виадуки, эстакады);

• по роду прокладываемого пути (по назначению) - железнодорожные мосты, автодорожные мосты, городские мосты, пешеходные мосты, мосты для совмещённого движения транспорта, для пропуска водных путей (мосты-каналы), для целей водоснабжения (акведуки), для пропуска газо- и нефтепроводов;

• по материалу основных частей - деревянные мосты, каменные мосты, железобетонные мосты, стальные мосты.

Мост, как правило, состоит из пролётных строений и опор. На пролётном строении моста расположены проезжая часть для транспорта, пешеходные проходы, трубопроводы. Различают пролётные строения речные (над судоходной частью реки) и береговые (над остальной её частью). Проезжая часть на пролётном строении может быть расположена ниже основных несущих конструкций (езда понизу) или выше последних (езда поверху). Возможно и среднее расположение проезжей части (езда посередине). Промежуточные опоры моста называют быками, а концевые - устоями. С помощью устоев осуществляется сопряжение мост с насыпями подходов.

Большая советская энциклопедия

В Москве конечно мостов гораздо меньше, чем в том же Санкт-Петербурге, где на экскурсию хотя бы по основным переправам понадобились бы ни одни сутки, но всё же есть на что посмотреть и у нас. Можно, конечно, задаться вопросом - какой из них самый известный, какой является визитной карточкой столицы? Думаю, Крымский.

В Москве ни один десяток рек, и над многими из них построены мосты и мостики. Плюс ещё к этому мосты-путепроводы, мосты через овраги и прочее. И такая инженерная конструкция, как мост над Волоколамским шоссе, где по мосту протекает Канал им. Москвы! Нечто подобно можно ещё увидеть в Подмосковье, недалеко от Дубны, где по мосту проходит всё тот же канал, а под мостом – река Сестра.

Ещё один интересный мост сейчас появился рядом с Серебряным бором, над так называемым Хорошёвским спрямлением. Этот вантовый мост не имеет аналогов в мире. А самое главное – его дорожное полотно будет не прямым, как обычно, а изогнутым; а сам мост пересекает Москву-реку под острым углом, а не перпендикулярно, как обычно.

Но это всё относительно далеко друг от друга, а мы всё-таки рассмотрим мосты, находящиеся в центральной части города. Нефте- и газопроводных мостов, конечно, обещать не могу, но другие будут, в том числе и один двухъярусный.

Маршрут пролегает вдоль реки Москвы - крупнейшей столичной артерии, с общей длиной 502 км. Она берёт своё начало в Старьковском болоте в Смоленской области. По Москве её длина составляет около 80 км, в черте города на реке есть несколько шлюзов, так как река всё же судоходна почти на половине своей протяжённости – те, кому интересно, могут совершить экскурсию на речном трамвайчике или же отправиться на «Ракете» за город. Отдельно надо отметить, что в Москве-реке есть два речных порта: Северный – пассажирский, и Южный – грузовой.

Смоленский метромост

Смоленский метромост Открытие моста состоялось 20 марта 1937 г. Архитекторы: К.Н. и Ю.Н. Яковлевы. Мост венчают 4 цельнолитые вазы, по 7,5 т каждая. К мосту с обеих ведут эстакады длиною в 430 м. Таким образом, общая протяжённость конструкции составляет 580 м.

Объем работ на строительстве огромен. Здесь было вынуто 53000 кубометров земли и уложено 43000 кубометров железобетона. Построен он был за рекордные, по тем временам, сроки – 14 месяцев и 7 дней. Это сооружение стало основной частью Арбатского метрорадиуса.

В оригинальном варианте эстакады, как и сам мост, были украшены многочисленными светильниками. Но уже в наше время их демонтировали – эстакада на левом берегу проходит в нескольких метрах от окон жилых домов и в целях защиты от шума её накрыли кожухом.

Бородинский мост

Бородинский мост - вид с Бережковской набережной Построен в 1912 г. как памятник Бородинскому сражению, к 100-летию Отечественной войны 1812 г. На его месте с 1788 г. находился деревянный Дорогомиловский мост. В 1868 г. построен новый металлический мост с решётчатыми балочными пролётными строениями (инженеры И.Ф. Кёнинг и И.Ф. Рерберг).

В 1952 г. был реконструирован для пропуска возросшего потока транспорта с Садового кольца к площади Киевского вокзала. Архитектура была сохранена, но ширина моста была увеличена практически вдвое – с 26 м до 42,4 м; длина с подходами - 355 м. Колоннады тоже были отнесены немного дальше. При въезде на мост со стороны Большой Дорогомиловской улицы, над устоями первоначально были устроены площадки с двумя гранитными обелисками с мемориальными надписями – именами героев Отечественной войны 1812 г.

Мост Богдана Хмельницкого - мост около Киевского вокзала (бывший Краснолужский мост) Пешеходный мост Богдана Хмельницкого (Киевский пешеходный мост) – бывший Краснолужский мост

Построен в 1907 г. по проекту инженера Л.Д. Проскурякова и архитектора А.Н. Померанцева. Изначально он связывал берега Москвы-реки в районе Лужников, рядом с Сетуньским мостом.

Любителям советских сериалов будет интересно узнать, что именно на этом мосту в фильме «ТАСС уполномочен заявить» брали связного «Трианона» - как в кино, так и на самом деле… В 2000 г. мост был перенесён на новое место, к Киевскому вокзалу, в связи со строительством Третьего транспортного кольца как не отвечающий требованиям.

Зато теперь мост используется как пешеходный. Перенос, который был приурочен к празднованию Дня города, осуществляли по Москве-реке, погрузив его на специальные понтоны и транспортируя при помощи 7 буксиров.

16 февраля 2002 г. на нём был установлен мировой рекорд по поцелуям на мостах – одновременно целовались 2 226 человек. Это на 826 человек больше, чем в зарегистрированном ранее самом массовом поцелуе на мосту, который состоялся в США. На самом деле, идея поцелуев на мосту пришла не с потолка, а существует уже со времён Петра I: в Санкт-Петербурге есть знаменитый Поцелуев мост, после поцелуя на котором, по легенде, влюблённые никогда больше не расстанутся.

Бережковский, новый Краснолужский и Сетуньский мосты

Краснолужский мост Два рядом стоящих моста, построенных на месте старого Краснолужского моста. Новый Краснолужский выполняет те же функции, что и раньше: является железнодорожным мостом Окружной железной дороги, а Бережковский – часть Третьего транспортного кольца Москвы.

Сетуньский мост и не сразу заметишь. Построен в 1953 г. (инженер О.В. Сосонко, архитектор К.П. Савельев). Полная длина моста - 52,2 м, ширина - 38 м, то есть практически квадратный. Мост установлен рядом с Бережковским и Краснолужскими мостами, в том месте, где река Сетунь впадает в Москва-реку. Это крупнейший правый приток реки Москвы, с руслом около 20 км. О её крупнейшем левом притоке будет сказано в конце маршрута.

Лужнецкий, или Метромост

Это, пожалуй, один из самых интересных и необычных мостов в Москве. Во-первых, это «двухэтажный» мост.

Лужнецкий (метромост) На нижнем его ярусе (Метромост) находится станция метро «Воробьёвы горы». Открыта она была ещё в начале 1959 г., но под названием «Ленинские горы». Тогда (да и сейчас) станция поражала своим оригинальным оформлением – панорамами на Лужники, Воробьёвы горы, Москва-реку, Академию наук, Андреевский монастырь… Кроме того, платформа станции – самая длинная в Московском метрополитене – 270 м (обычная длина платформы – около 180 м). Но просуществовал он в таком виде относительно недолго – в 1984 году было принято решение о закрытии станции, в связи с опасностью её дальнейшей эксплуатации в связи с нарушением технологии строительства. Да и вообще, Метромост планировался из металлических опор, но по прихоти Хрущева, был реализован в железобетоне. Специально были построены два обходных моста на время ремонта, который затянулся на 18 лет. Быки этих временных мостов можно видеть и сегодня, разрушать их не стали.

Можно также сказать, что связывает он две достопримечательности запада Москвы – Лужники и Смотровую площадку Воробьёвых гор. На самом Метромосту по бокам есть пешеходные площадки для перехода с одного берега на другой.

Если же нижний ярус – Метромост – является станцией с самой длинной платформой, то верхний, автомобильный ярус – это самый длинный мост в Москве. Его полная длина вместе с эстакадой составляет 2030 м.

Новый Андреевский и Пушкинский пешеходный (старый Андреевский) мосты

Новый мост построен (так же как и Краснолужский мост) относительно недавно, с той же целью – для нужд Третьего транспортного кольца. На самом деле рядом со зданием Академии наук расположено два моста – железнодорожный и автомобильный – но ни на одной карте найти название второго из них не получается. Да и сам новый Андреевский мост так не называется на тех же картах.

Примечательно, что на набережной под мостом, на устое, который на берегу Академии, иногда проходят концерты различных молодых альтернативных групп.

Андреевский Тот же мост, который находился на этом месте с 1907 по май 1999 года и являлся железнодорожным, был сплавлен на понтонах к Парку Горького и превращён в пешеходный – всё то же, что произошло с бывшим Краснолужским мостом. Они даже во внешнем оформлении с ним похожи – этакий стеклянный парник. Так как река в этом месте шире (225 м вместо 135 м), то мост пришлось достраивать. Со стороны парка к нему идёт длинная эстакада, которая начинается практически у самого Ленинского проспекта, а на другом берегу мост заканчивается эскалаторной галереей.

По поводу названия Пушкинского моста стоит сказать отдельно. На стадии проектирования его хотели назвать Николаевским (в честь Николая II), но после убийства великого князя Сергея Александровича его переименовали в Сергеевский. В 20-х гг. XX века он получил имя Андреевский — в честь Андреевского монастыря, расположенного около него, когда он ещё находился на старом месте, рядом со зданием Президиума РАН. До сих пор его ошибочно называют по-прежнему Андреевским, хотя на самом деле он называется Пушкинским мостом, так как одна из набережных, на которой он установлен, носит имя этого великого русского поэта.

Может быть, это и совпадение, но по слухам и под бывшим Андреевским мостом тоже проходят мероприятия – по выходным сюда приходят потанцевать латину ученики московских школ танцев, а иногда и капоэйру. На самом же мосту в тёплое время года периодически устраивают выставки: в частности, во время проведения Московского фестиваля яхт на мосту располагается экспозиция этого мероприятия.

Крымский мост

Крымский Это единственный в Москве мост висячей конструкции. Построен в 1938 г. по проекту инженера Б.П. Константинова и архитектора А.В. Власова. На месте современного моста находился Никольский деревянный мост, построенный в 1789 г. В 1870-е гг. обветшавший мост был заменён металлическим с двумя решётчатыми балочными пролётными строениями (автор проекта - В.К. Шпейер); позднее он был передвинут на 50 м вниз по течению Москвы-реки и в 1938-м разобран. Своё название нынешний мост получил от Крымского брода, через который переправлялись крымские татары при набегах на Москву.

Общая длина моста - 688 м, ширина - 38,5 м. На каждом из берегов установлены металлические колонны высотой 28,7 м, через верх которых проходят цепи, заанкеренные в устоях на концах моста. Полная длина каждой из цепей 297 м. Те, кто не верит, что мост на самом деле подвешен, может посмотреть с моста на колонны – между ними и поверхностью моста есть зазор. Где-то в одной из сотен и тысяч его заклёпок, если верить легенде, должна быть одна золотая – поищите при случае.

Странно, но почему-то именно этот мост притягивает к себе, как магнитом, самоубийц. Довольно часто спасателям приходится снимать с его опор людей, решившихся на суицид. Наверное потому, что по цепям довольно легко можно забраться на опоры моста. Самая «популярная» в этом плане опора – ближайшая к парку Горького.

Патриарший (Алексеевский) мост

Патриарший (Алексеевский) Самый новый мост на нашем маршруте. Он был открыт в 2004 году, и в его создании как художник принял участие всеми любимый Зураб Церетели. Но интересно не это.

Сам мост сооружён из ажурного чугуна; имеет один пролёт, но это только пока… Во время его строительства была применена принципиально новая система возведения сооружения: две половины пролёта монтировали на земле, а потом сводили над рекой. Такая система позволила ускорить воздвижение конструкции.

Сразу же после открытия этот мост приглянулся молодожёнам. Наверное, из-за непосредственной близости к храму Христа Спасителя. На нём впервые было замечено новое явление для столичных мостов – на его чугунной ограде стали появляться замки: большие амбарные, маленькие и элегантные, с гравировкой имён или без неё. Эта традиция пришла к нам из Испании и Италии: в день свадьбы жених с невестой вешают на ограду моста замок, а ключ выбрасывают в реку. Суть этого обряда, думаю, объяснять нет необходимости.

Большой и Малый Каменный мосты

Большой Каменный Большой Каменный – первый из таковых в Москве: сооружён был аж в 1692 г. В те времена он назывался ещё Всехсвятским.

Хотя некоторые источники утверждают, что всё-таки первым таковым является мост не через Москва-реку, а рядом с ним, через реку Неглинку; сейчас она убрана под землю и в Москву впадает из трубы.

Но в 1858 году Большой Каменный стал первым в Москве железным мостом. В XVI веке с одного берега на другой переправлялись ещё по так называемому «живому», наплавному мосту, а в XVII веке стали уже строить мост из камня. С 1938 года он стал уже железобетонным, но по-прежнему называется Каменным – облицован гранитом для соответствия названию и внешнего вида.

Панорама Кремля на обороте титульной страницы паспорта гражданина России изображена именно с него! На мосту есть специальные ниши-площадки, с которых открывается также вид на храм Христа Спасителя, «Дом на набережной», Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую набережные.

Его младший брат, Малый Каменный мост, назван так (в 1938 г.), потому что на самом деле как бы продолжает Большой… Он тоже был сооружён на месте старого. На самом деле, все мосты, соединяющие последовательно Москву-реку и Водоотводный канал называются «большой» и «малый» соответственно. Исключение составляют только Большой Устьинский и Комиссариатский – Малый Устьинский проходит над Яузой перпендикулярно Большому и соединяет Москворецкую и Котельническую набережные.

Лужков мост

Лужков В этой пешеходной конструкции самой по себе нет особой надобности, т.к. рядом находятся и другие мосты для перехода с одного берега Водоотводного канала на другой. Просто он является одной из составных частей пешеходного маршрута №13 Золотого кольца Москвы - "Климентовский переулок-Пятницкая улица-Толмачев переулок-Лаврушинский переулок-Лужков мост-Болотная площадь". Были ещё во время строительства планы соорудить под Болотной площадью и мостом подземный торгово-развлекательный комплекс, вроде бы идея ещё будет реализована.

Многих москвичей интересует вопрос странного названия моста – Лужков. По официальной версии название моста связано с Царицыным лугом – одним из старых названий местности, где сейчас расположена Болотная площадь. Значит, мост назван так не в честь московского мэра Ю.М. Лужкова – что, в принципе, запрещено законами Москвы. Но в СМИ упоминается, что строительство проходило при активной его поддержке и вообще, это первый пешеходный мост, построенный за долгое время именно во время его правления – открыт в 1994 г. Утверждать же, что это первый пешеходный мост вообще в Москве нельзя – рядом, с другой стороны Малого Москворецкого моста, есть старый горбатый пешеходный мостик через канал под названием Садовнический.

Большой и Малый Москворецкий и Чугунный мосты

Как и Каменные, Москворецкие очень на них похожи: тоже до них существовали сначала «живые» мосты, потом были заменены деревянными свайными. Также как и предыдущие, Малый и Большой в 1938 году были заменены на железобетонные, но уже монолитные мосты. И на Большом Москворецком, как и на Большом Каменном, тоже имеются панорамные площадки на Кремль, на реку, на набережные…

Большой Москворецкий мост Интересно заметить, что на Большой Москворецкий в своё время приземлился Матиас Руст и уже по инерции докатился до Васильевского спуска. А Малый в ширину несколько больше, чем в длину – полная длина моста - 32,5 м, ширина - 40 м. Такое не часто можно встретить!

Чугунный мост идёт параллельно ему. Построен в 1889 г. на месте старого чугунного моста (имеется в виду не название, а материал), сооружённого в 1835 г. Был реконструирован в 60-е года ХХ века, в результате чего металлические пролёты были заменены железобетонными, а каменные быки сохранены.

Большой и Малый Устьинский и Астаховский мосты

Большой Устьинский мост, вид с Москворецкой набережной Устьинские мосты получили своё название по месторасположению – около впадения Яузы в Москву-реку, т.е. около её устья. Большой проходит над Москвой, Малый – над Яузой.

Большой Устьинский мост является частью Бульварного кольца, проходящей над Москвой-рекой. Был построен в 1938 г. (инженер В.М. Вахуркин, архитекторы Г.П. Гольц и Д.М. Соболев), заменил устаревший арочный мост. От него же унаследовал своё название. Перпендикулярно ему расположен Малый Устьинский: был также открыт в 1938 г. (инженер М.Д. Гайворонский, архитектор И.В. Ткаченко), и тоже заменил собой устаревший мост, построенный ещё 1883 г. В отличие от множества мостов, имеет трапециевидную форму, а не прямоугольную. Это связано с изгибом набережной в этом месте.

Как и Сетуньский мост, Малый Устьинский построен на месте впадения в Москву другой реки, только уже самого крупного её притока – Яузы. Это вторая по величине река столицы, с общей длиной 48 км, а в черте города - 29 км. Воспетая во многих стихах и песнях советского времени водная артерия города – одна «плыла, качалась лодочка по Яузе-реке» чего стоит!

И напоследок обратим внимание на мост за Малым Устьинским – Астаховский. История его такова: построен он был 1940 г. на месте бывшего Яузского моста. А название своё получил в честь Иллариона Астахова – 19-летнего паренька, участника Февральской демонстрации 1917 года, который был застрелен на этом мосту полицейскими.

Собственно здесь, на площади Яузских ворот, можно завершить велопрогулку.

Прочитал?  Проголосуй!

12345
ужасноплохонормальнохорошоотлично

Комментарии:

Написал:

отлично

Написал:

отлично

Написал:

Отлично

Написал:

Отличная статья, очень пригодилась!

Написал:

ужаасссссссссссссссссссссссссссс!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
отстой
нечего нет то что надо. написано мосты и реки а про рек нефига

Написал:

а я не знал что эта статья можнт кому-нибудь пригодится

Написал:

Неплохо

Написал:

ну ни4е так...для реферата пошло

Написал:

АФТАР-разбей себя Аб стену-такой Ацтой написать хотя бы факты исторические проверил

Написал:

9659065, сделайте лучше, раз Вы такой умный

Написал:

классно мне понравилось дружище ты лучший

Написал:

Насчет портов - неверно. В Москве 2 пассажирских речных вокзала - Северный (ст. м. "Речной вокзал") и Южный ( ст. м. "Коломенская"). Есть также и грузовой порт, расположенный на западе столицы. На Северном и Южном вокзалах имеются также и причалы для грузовых судов.

Написал:

классно

Написал:

Ирине: Западного, увы, уже нет. :-(

Написал:

А статья хорошая. Конечно, хочется чтобы ошибок в ней не было.

Написал:

cool!!!!!!!!

Написал:

статья полезная,но почему никто не пишет о декоративных мостах в Москве?Очень бы пригодилось;)

Написал:

НЕПЛОХО

Написал:

Класно

Написал:

Большое спасибо автору за идею маршрута. Готовлю экскурсию "Мосты Москвы",и было неясно, в какой последовательности проводить показ. Всем заинтересованным читателям для более детального знакомства с вопросом рекомендую книгу "Мосты Москвы", автор - Борис Михайлович Надежин, издательство "Московский рабочий", год издания - 1979. С уважением, Янковский Казимир

Написал:

Полный отстой! В тексте куча ошибок-позоооооооорищеееееееееееееее

Написал:

клас

Написал:

Спасибо за статью!

Написал:

Спасибо! Очень интересно почитать! Хороший материал!

Написал:

Интересно. Жду продолжения прогулки - до моста казанской жд около Коломны! Ну, или до Бесединского моста.

Написал:

Интересно. Жду продолжения прогулки - до моста казанской жд около Коломны! Ну, или до Бесединского моста.

Написал:

Неплохо. Мне понравилось работать с вашим материалом, сообщены все основные сведения.

Написал:

очень хорошо

Написал:

Ааа..Вообще шикарно..
Хочу туда съездить..
Ток одной скучно..

Написал:

шикарно))))))))

Написал:

Ищу информацию, какой же мост самый короткий. Надеялась найти тут, не нашла.
Статья интересная, хорошая

Написал:

Супер-класс

Написал:

Прекрасная статья!Большое спасибо за информацию!

Написал:

что занудно?!!! занудно не читайте!!!! все клево! это же вам не инцеклопедия!!!! молодца!!! классная работа!!!

Написал:

ахуенно

Написал:

ваще! нет того что надо!!!

Написал:

Написал:

Написал:

Написал:

В тексте масса ошибок и неточностей .. пишу как мостовик со стажем

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Защитный код:
Почта:
Комментарий: